Компания Кварта
Главная : О компании : Актуальные вопросы законодательства : Аналитическая записка к проекту изменений 255 - ФЗ

Аналитическая записка к проекту изменений 255 - ФЗ

Аналитическая записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"»

 

          Правительством РФ 30.09.2010 в Государственную Думу Федерального собрания был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"». Данным законопроектом существенно  ухудшаются положения застрахованных лиц. В частности:

        - вместо 2-х дней, работодатель будет оплачивать 3 дня;

        - увеличены периоды страхового стажа для исчисления больничного 80%  с 8 лет, а 100% с 15 лет; 

        - будут начисляться страховые взносы в ФСС на выплаты по договорам гражданско-правового характера;

        - увеличивается период для расчета среднего заработка с 12 месяцев  до двух лет.

          Ознакомившись с выше приведенным законопроектом в редакции от 30.09.2010(дата внесения в ГД РФ), нами были выявлены изменения, вносимые данным законом в ФЗ-255 от 29.12.2006, касающейся расчета среднего заработка за два календарных года, которые значительно занижают суммы страховых выплат по сравнению с действующим законодательством (подпункт «г» пункта 9 статьи 1). Особенно это касается тех случаев, когда в течение  двух календарных лет,  предшествующих году наступления страхового случая, застрахованному лицу не  начислялась заработная плата. В частности, женщина была в декретном отпуске, а потом в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Отличие от норм действующего  закона в следующем:  если сейчас средний заработок считается как отношение суммы заработной платы на календарные дни, за который она начислялась, то сейчас нам предлагается считать средний заработок как отношение суммы заработной платы в течении двух календарных лет на 730. То есть по действующему законодательству исключаются периоды (календарные дни), когда застрахованное лицо не работало,  а по новой редакции закона мы всегда будем делить на 730, не зависимо от того, полностью человек отработал  2 года или нет. И если женщина после выхода из отпуска отработала в течение двух календарных лет всего несколько месяцев, то средний заработок у нее будет совсем незначительный. А, как известно, именно у таких женщин есть маленькие дети и они довольно часто болеют.

          Рассмотрим на примере, как изменится размер среднего заработка с принятием изменений в 14 статью ФЗ-255. Изменения вносимые в остальные статьи пока не рассматриваем. Женщина берет больничный по уходу за обычным заболевшим ребенком с 01 февраля 2011 года на 5 календарных дней. При этом с  01 января 2009 года по 31 октября 2010 года она была в декретном отпуске и затем в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ежемесячная заработная плата составляет 30000 рублей.

         

           Из выше приведенного примера видно, что пособие для данной женщины уменьшится более чем в 6 раз. И составит всего 773 рубля 20 копеек, Экономия для ФСС составит 4118 рублей 10 копеек.  При этом, на основании поправок вносимых в пункт 1 статьи 14 ФЗ-255. каждый последующий больничный в 2011 году для нее будет оплачен аналогично. И только со следующего 2012 года ситуация для нее станет лучше,  так  как для расчета среднего заработка будут учитываться 2010 и 2011 года в которых у нее будет сумма заработка больше , чем 2009 и 2010. Но даже если у нее в течение двух лет будет заработок за полные 12 месяцев, то есть 360000 рублей, то средний заработок все равно составит лишь 360000/730 = 493,15 руб., то все равно снижение будет двукратным, то есть она потеряет 50% пособия. График зависимости кратности снижения размера пособия от числа отработанных месяцев за два года представлен ниже.

         

          Для учета начислений за два предыдущих года в законопроекте предлагается ввести справки с предыдущего места работы, если сотрудник в течении двух лет работал у разных работодателей. При этом застрахованные лица не предоставившие справки с предыдущих мест работы получат оплату больничного в размере МРОТ за календарный месяц. Данная мера с учетом сроков принятия закона и выхода нормативного документа с формой справки, по нашим оценкам это февраль-март 2011 года, приведет к чехарде со справками. Застрахованные лица будут вынуждены в рабочее время ехать через весь город(а кто-то и через всю страну), на предыдущее место работы за справкой. Государству нужно будет в прессе провести большую информационную компанию по разъяснению необходимости получения таких справок. Возникает вопрос достоверности сведений, предоставляемых застрахованным лицам. Кто и каким образом должен проверять правильность и достоверность справок с другого места работы? Не начнется массовая продажа фальшивых справок? Нужна ли бухгалтерам лишняя ответственность перед ФСС за рассчитанный больничный лист на основании непроверенной информации с предыдущего места работы? Не будет ли ФСС штрафовать предприятия за такие больничные листы? Если ответственность будет переложена на предприятие, начнется массовая выплата больничных листов из расчета МРОТ, независимо от того, предоставлена ли справка или нет.

          Но есть надежда, надежда, что ко второму чтению депутаты Государственной Думы внесут в законопроект поправки, которые сделают данный законопроект более разумным и логичным.